«Души, как и пули, весят девять грамм».
Российский кинематограф выдал
очередной криминальный хит – фильм «Непрощенные».
Кое-кто любит фыркать на
подобные зарисовки с натуры. К сожалению, в левом движении к этому жанру
относятся негативно. Старые комобыватели, интеллигентствующие снобы и прочая
подобная публика заменяет глубокий анализ таких лент кликушескими воплями,
усматривая в таких фильмах исключительно пропаганду криминала.
Но подобный взгляд в корне
неверен, и свидетельствует о всеобщем оппортунизме среди данной категории
граждан. Впрочем, детально на эту тему мы побеседуем в другой раз, тогда и
обсудим старые и признанные хиты этого жанра, такие, как «Бригада», «Бумер» и,
особенно, «Брат».
Сейчас же речь пойдет о
«Непрощенных».
Фильм брутальный. Много
убийств, насилия, мата. Герои – обитатели криминального мира – мафиози,
бандиты, киллеры и прочая «веселая» публика.
Конечно, нельзя отрицать –
отчасти – это пропаганда. Фильм сделан красиво, в тарантиновском стиле. Его
герои симпатичны своей брутальностью и, действительно, как бы претендуют на то,
чтобы стать образцами для подражания среди определенной части современной
молодежи, даже, несмотря на трагический финал и гибель всех героев фильма.
Но «нечего на зеркало пенять,
коли рожа крива». Просмотр «Непрощенных» заставляет вспомнить и другие народные
истины.
К примеру, «от тюрьмы и от
сумы не зарекаются». Особенно, в нашем обществе, где 99% дееспособного
населения не сидит только благодаря «недоработкам» карательных органов.
Вот и фильм в финальной точке
сводит самых разных людей. Лекс, Сильвер и Лис – профессиональные проститутки,
но вместе с ними - Дин и Дина и, вообще, случайный в компании Андрей.
С последнего и начнем. Фильм
о жизненном пути героев, сведшем их в заброшенном театре под пули других
«джентльменов удачи». И не думайте, уважаемый читатель, что вас никогда не
коснется подобная судьба. Можно быть успешным клерком и будущей акулой
капитала, как один из героев фильма Андрей, но… Всегда есть НО. Андрею для
того, чтобы стать этой акулой, надо только жениться на дурной сороке – дочке
босса, которую сам шеф активно сватает за перспективного работника. Но Андрей
желает вернуть старую любовь, с которой расстался на несколько лет учебы в
Москве. Но любовь эта за несколько лет превратилась в наркоманку и проститутку.
И в итоге успешный клерк в порыве ревности под воздействием пьяной рефлексии
совершает убийство неверной подруги. Всё дальнейшее – уже дело техники.
Надо заметить, что
«Непрощенные» - фильм сложный, ведь только для того, чтобы разобраться в
сюжете, его надо внимательно просмотреть 2-3 раза.
У остальных героев тоже свои
истории. «Отмороженный» - киллер-стрелок был подростком, которого
терроризировал школьный хулиган. У подрывника Дина всё началось с жажды мести
за убитых родителей. В Дине переплелись любовь и ненависть.
А сколько таких и подобных
людей жили и живут в настоящем?
Вот, кстати, отличие
«бандитского» фильма от «ментовского». В последнем, в основной массе картин,
создатели напрочь лишают преступника – отрицательного героя – всех и всяких
положительных черт. «Гоблинизация» таких персонажей – это, как раз, и есть
пропаганда. Если общество начинает проглатывать «Ментов» и «Убойные отделы», то
в дальнейшем проглотит и дубину полицейского террора, которая, начав гулять по
спинам бандитов и убийц, непременно погуляет и по спинам обычных обывателей.
Герои же криминального кино и
книг в жизни – это и ваше окружение, читатель, в реале или в потенциале. Разве
что, в одном случае, если вы – вечная жертва, скот, который терпит вечные
оскорбления и унижения, несправедливость и насилие, способный только жалобно
блеять, такая судьба вас может и миновать. Хотя ведь и овца в определенных
ситуациях может взбеситься! Но, если вы дерзнули иметь и защищать свое
человеческое достоинство, тогда в данных общественных условиях драматичная
судьба вас вряд ли обойдет стороной.
О фильме можно говорить
долго. Несмотря на свою «отмороженность», картина поднимает очень глубокие
проблемы. Любовь и предательство, честь и подлость, цель в жизни и ее
отсутствие… И обо всем этом можно написать не одну страницу. Но оставлю
читателю возможность самому поразмышлять над этими вечными вопросами.
«Справедливость – понятие
гибкое»? Эта фраза звучит дважды в начале и в конце «Непрощенных». По ходу
фильма она утверждается хотя бы тем, что жертва предательства «бандерша» Алиса
все же забирает на тот свет негодяя Валика.
В реальности – к сожалению…
Что говорить?! Достаточно
посмотреть на список самых богатых людей Украины, России и прочей эсенговии,
чтобы увидеть самых отпетых негодяев, у которых не только руки в крови, - они
искупались в крови своих жертв не один раз.
В отношении же обычных героев
фильма – всё просто: жизнь – животная борьба за существование, и плюющийся
свинцом «калаш» отмечает поражение в естественном отборе.
После просмотра таких
фильмов, да и от общей атмосферы нашей жизни можно сделать два вывода.
Один приводит к тому, что не
хочется жить.
Нас обрекли на бесконечное
барахтанье в бездонной выгребной яме, зовущейся – капитализм! В ней нельзя
взбить «масло» личного успеха. Любой успех – непостоянен и призрачен. Формула
такого, с позволения сказать, «успеха» - «залезь на голову ближнего». Расплата
за этот «успех» - потеря всех человечных и человеческих качеств.
«Человек – это звучит гордо?»
- Черта с два, в обществе, где большинство людей – двуногие скоты! Ярчайший
художественный образ отчуждения человека – горе от ума – для того, чтобы быть
счастливым, надо быть непроходимым дураком.
Почему так? кем могли бы
стать все эти люди в другом обществе, где нет волчьих законов, где люди –
братья, а не звери, рвущие друг другу за власть и деньги глотки.
Сегодняшний день таков, что
тот, кто хитрее, сильнее, наглее окружающих, становится хищником. Остальные
вынуждены довольствоваться ролью вечной жертвы.
Многие от такой животной
жизни бегут. Кто сразу лезет в петлю или расправляется с собой каким-то иным
способом. Кто растягивает «удовольствие» наркотиками или алкоголем.
Но есть и другой вариант.
Вырваться из проклятого круга можно, уничтожив сам этот круг, т.е.
капиталистическую систему.
Необходимо особо подчеркнуть
сказанное в начале статьи: «бандитское» кино разительно отличается от
«ментовского». В последнем бравые стражи порядка «чистят» общество от «внутренних»
врагов – и всё – окей. Неминуемо возникает ассоциация с пастухами и овчарками,
защищающими овец от волков. Причем бандиты не отрицают, что они волки, а
правоохранители сравнивают себя со сторожевыми псами. А кто же пастухи и стадо?
Ладно, овечье стадо может желать уничтожения волков… Ну, а когда так рассуждают
люди? Но люди ли они, если добровольно соглашаются быть овцами, при этом считая
себя добропорядочными и достойными людьми?
Но фильмы типа «Непрощенных»
показывают нам болезни и язвы общества.
Конечно, от понимания
патологичности капиталистического общества до понимания необходимости его
переустройства, а потом и борьбы за это переустройство – долгий путь. Но он
будет пройден.
Российское кино еще не дошло
до того, чтобы, демонстрируя общественные язвы, социальную несправедливость и
безысходность, пропагандировать слом системы. Но ведь и в обществе такого
понимания пока нет! Наоборот – сейчас царствуют полнейшая апатия и покорность.
Но это закономерный результат разочарования в капиталистических миражах и поиск
себя каждым человеком в отдельности и обществом в целом.
Пока в этом поиске
современное отечественное искусство – плохой помощник. Однако и это – вопрос
времени. Александр Герасимов, политзаключенный
|